Чудо, которое иногда случается в православии — обновление икон. Оно известно, зафиксировано, описано, имеет множество свидетелей, случается эпизодически. Иконы — одна, несколько, а то и все разом, которые были сильно подпорчены временем, людьми, небрежным хранением, вдруг начинают сверкать новыми красками, словно написаны только что.
В Никольском храме села Хотушь такого чуда не было, во всяком случае, о нем никто не знает. Но иконы и все церковные росписи настолько хорошо сохранились, словно время над ними не властно. Здесь совершенно не чувствуется поздней — подновляющей руки, словно все как изначально было, таким и остается. Чуть потемнело местами, но вереницы окон в два этажа нивелируют этот дефект.
Внутреннее убранство храма с учетом его преклонного возраста в таком прекрасном состоянии, что это может быть лишь стараниями самого Николая Уходника, Мирликийского чудотворца, скорого, говорят, на такие штуки.
Село Хотушь расположено по верховьям речки Хотушки в местности низменной, болотистой. От Тулы село отстоит в 40 верстах и в 8 верстах от ст. Лаптево Московско-Курской железной дороги. Но дорога, естественно, появилась куда как позже, а при строительстве первого — деревянного — храма места здесь были совсем глухие.
Когда возник приход, неизвестно, а назван он, вероятно, как раз от ручья Хотушка, который и берет свое начало в ближних болотах. Приход состоял из одного села, прихожан мужеского пола значилось 780 душ и женского — 830 душ. Деревянный храм во имя св. Николая Чудотворца действовал в селе Хотушь по крайней мере уже в начале XVIII в. Об этом, в частности, упоминается в переписной книге Каширского Троицкого Белопесоцкого монастыря, которому и принадлежало село.
Но 6 июня 1856 г. этот храм сгорел до основания, и на его месте в 1864 году построен был каменный храм, во имя того же Угодника, именно об этом здании и идет сегодня речь. Кирпичная церковь, в объемной композиции повторяющая образцовые проекты русско-византийского стиля, отличается богатым декором. Из-за своей удивительной сохранности иконы, фрески несут в себе всю силу намоленности, которая во время поновлений, реставраций, даже — хороших, часто исчезает.
Престолов в нем три: в настоящем холодном храме во имя Преображения Господня, он освящен в 1868 г.; в теплой трапезной части храма во имя св. и Чудотворца Николая с правой стороны, а с левой во имя преп. Сергия Радонежского. История села гласит, что придельный иконостас св. Николая Чудотворца был возобновлен в 1875 г. усердием прихожанина крестьянина Селькина. Его же усердием расписана была священными изображениями вся трапезная церковь, с пожертвованием на сей предмет 2100 руб.
Иконостас же преп. Сергия Радонежского устроен в 1875 г. усердием тульского купца Адриана Буслаева. В храме сем достойна замечания храмовая икона святителя и Чудотворца Николая величиною в 8 и 6 вершков: она одна осталась в 1856 г. невредимою от пожара, истребившего стоящий на сем же месте прежний деревянный храм и ограду. Эта икона висела в то время в ограде над аркой. Ограда вся сгорела, а арка с иконою остались целыми.
В главном алтаре храма, на южной стене находится летопись прихода: Во славу святыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, святый храм сей построен на месте сгоревшего в 1856 году. Весь храм строился и украшался иждивением прихожан, казённых крестьян, с помощью доброхотных пожертвований под наблюдением местного священника Ф.В. Казарина. Иконостас в холодной церкви исправлен Московскими мастерами А. и Ф. Соколовыми.
Здесь все прекрасно. Даже нарисованный на дверке ангел в бело-голубом хитоне, у ног которого имеется обычная дверная ручка-кнопка воспринимается как небожитель, которого современность не коснулась. Даже печка-буржуйка, позволяющая молиться в тепле в холодное время года, кажется вполне уместной — такие печки тоже ведь давно ушли в прошлое…