Дворцы против лачуг.
Этим летом в Туле с большой помпой открыли Музейный квартал. На месте старых, полуразвалившихся домов с удобствами на улице, теперь находится пешеходная зона для туристов. Девять исторических зданий были фактически отстроены заново.
Но если быть до конца честным, это не реставрация и сохранение, это возведение чего-то визуально похожего на историческое наследие. Прянично-лубочная Тула. Почему именно так? Ведь уникальные здания 18-го века, например, Дом купцов Поповых или Дом Белолипецких, на текущий момент настолько переделаны и внутри, и снаружи, и мы, попав туда, уже не сможем понять, в какой обстановке проходили званые вечера уважаемых людей. Теперь на улице Металлистов осталось только наше представление о том, как выглядели дома того времени.
Однако если кто-то хочет посмотреть, как на самом деле выглядела старая Тула, то такая возможность пока ещё есть.
В отличие от центра города, старые улицы — Гоголевская, Пушкинская, Пирогова — пока сохранили те самые старые тульские домики, но участь большинства из них печальна в своей предсказуемости: сперва эти дома пустеют, а потом как-то сами по себе… сгорают.
И почти сразу на этом месте начинается точечная застройка какими-нибудь маленькими ЖК с очень гордыми названиями.
На текущий момент центральная часть нашего города представляет очень странное зрелище.
Тула — город контрастов, как говорили в известном фильме совсем про ругие города.
Избушки по соседству с небольшими многоквартирными дворцами. Ну или просто дворцами.
С одной стороны, всякие купеческие дома 19-го века или городские усадьбы, кои составляют большую часть сохранившейся исторической застройки, и есть прямой аналог дворцов крайне успешных людей нашего времени.
С другой стороны, если не стараться сохранить хоть что-то, деревянные дома наши потомки смогут увидеть только на картинках или в музее деревянного зодчества в Суздале.
Кстати, тульское деревянное зодчество пытались «законсервировать» ещё в 80-х. Был даже проект переноса наиболее интересных зданий на территорию Тульского Кремля. Но тогда как-то не сложилось.
Может, сейчас сложится?