Полноводные весенние разливы русских рек вызвали такую ажитацию среди фотографов, что отправившись во Владимирскую область к храму Покрова на Нерли, мы оказались в их толпе.
Неоглядный заливной луг вкруг церкви полностью в водной глади. Местные лодочники не успевают развозить шумных московских пейзажистов по узеньким полоскам суши, кое-где выступающей из розовеющего рассветного моря.
Строго говоря, здесь ничего нет. Только бескрайний простор, пронзительный воздух, который вливается в каждую клеточку, и два неба – вверху и внизу, в воде.
И маленькая белая церковка без прибамбасов. Но этот лаконизм в бесконечности, которая вдруг явлена, вызывает в душе одновременное чувство полета и покоя. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.
Почему для строительства церкви было выбрано такое странное – пустынное – место версии существуют разные. При впадении Нерли в Клязьму строители не поленились даже возвести трехметровый искусственный холм, за счет которого вешние воды никогда не подступают к храмовым стенам.
Церковь они поставили практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных путей. Позднее устье сместилось на юг, оставив после себя старицу.
Быть может, все дело в том, что устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали к княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир. Церковь должна была стать выдвинутым вперёд элементом репрезентативного ансамбля, его предвратным монументом.
Церковь построена не ранее 1165 года, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства.
Некоторые специалисты полагают, что храм находился в центре предельно компактного княжеского замка. В XII веке такие строения были широко распространены на Руси. Самое известное из них — Любечский детинец, возведенный киевским князем Владимиром Мономахом.
Другие склонны считать, что первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, а в 1764 году монастырь был упразднён.
Покровский храм поражал красотой даже завоевателей Древней Руси. По одной из легенд, хан Батый был настолько впечатлен увиденным, что распорядился выставить тут охрану, дабы грубые воины не нанесли церкви урона.
Белоснежный силуэт Покровской церкви напоминает парящий над синей гладью зыбкий мираж. Сегодня это один из самых фотографируемых и узнаваемых объектов Русского Севера. Но сколько церковь Покрова на Нерли ни фотографируй, все равно не передать затерянности в бескрайнем просторе, чистейшего воздуха, несущего в себе запахи пробуждающейся природы, плывущего света — розового, палевого, полного загадки и тайны.
Грязь, конечно, непролазная. Чтобы не подстраиваться ни под чьи интересы, мы купили болотные сапоги, и оставив в стороне организованно приехавших московских фотографов, бродили по Боголюбовскому лугу с рюкзаками с фототехникой. Самое главное – не споткнуться, не упасть в воду. Дорого выйдет.