Церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово (Серпуховской район Московской области) немалое время относилась к Тульской епархии. Так бывает, ежели храм стоит на пограничье двух областей, но в итоге он отошел Москве.
Ну еще бы! Церковь настолько необычна, имеет такую богатую историю, что этот туристический объект мог достаться только сильнейшему… Да и места красоты удивительной – знали предки наши где дома божьи ставить.
Этот православный храмов начала XVIII века словно перенесся сюда из Италии – настолько он не похож на все, к чему привык глаз. Круглая двухсветная ротонда перекрыта высоким куполом и световым барабаном, на котором лежит легкая полусфера.
То есть, окна в храме идут в три яруса, света много, что придает сооружению воздушность.
Ротонда окружена шестнадцатипролётной аркадой, на которой установлены выполненные в человеческий рост статуи апостолов и евангелистов.
Статуи применительно к православным культовым сооружениям тоже вызывают некоторое смущение, хотя каждый персонаж полон покоя и достоинства.
Здание прекрасное само по себе, но — не в традиции…
Князь Григорий Долгоруков, возводя этот храм, и стремился сделать в своей вотчине уголок европейский. Для чего прям аж порвал с древнерусской архитектурной традицией.
Если уж теперешнего человека это смущает, прикиньте, как реагировали его современники поначалу. Потом-то привыкли – уж слишком хорош храм, чтоб долго ворчать.
Князь Долгоруков был одним из сподвижников Петра Первого, много бывал в Европе, в том числе по дипломатическому ведомству. И ооочень хотел видеть Русь просвещенной. Если встать лицом к Рождествабогородичной церкви и не вертеть головой, оглядывая нищие окрестности, то это было возможно.
Архитектором храма на начальном этапе был Лоренц фон Фикин, а вот статуи выполнены бригадой русских резчиков.
Кстати, насчет просвещения. В более поздние времена по распоряжению местного помещика на фресках Страшного Суда, которыми украшена одна из стен храма, был изображен горящий в геенне огненной… великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
Не много не мало. В советские уже времена кусок штукатурки с портретом Лермонтова вырезали, заменив конкретного грешника на условного. А фрагмент передали в музей науки и религии.
Вблизи храма частные домики, теплицы-огороды. А над ними возвышается ротонда с апостолами. Каково, интересно, под их приглядом хозяйствовать?