Когда «Лебедь» вторит «Сысою»
Говорят, архитектура — это застывшая музыка. Если так, то архитектурный ансамбль Ростова Великого — это застывшая музыка симфонического оркестра. Я не шучу. Даже на снимках очевиден ритм, являющий себя то в арках торговых рядов, то в апофеозе куполов, очерченных алым закатом.
Одна из достопримечательностей Ростова – звонница, построенная в 1682-1687 годах рядом с Успенским собором. И это уж музыка без всякой натяжки. Я специально сфотографировал место, где Иван Васильевич Бунша и Жорж Милославский «дозванивали» «Подмосковные вечера».
Звонница была знаменита своими 13-ю уникальными колоколами, каждый из которых имеет яркое имя, например 500-пудовый «Лебедь», 1000-пудовый «Полиелейный» или «Голодарь», звонивший во время Великого поста.
Среди колоколов был и весивший 2000 пудов колокол «Сысой», звон которого раздавался далеко за пределами города. Свое название он получил в память об отце митрополита Ионы, построившем звонницу. Только один язык «Сысоя» весил больше тонны.
Со строительства звонницы началась знаменитая колокольная традиция Ростова.
Здесь ходишь, смотришь, и музыка звучит в тебе от счастья, что ты принадлежишь к русскому народу, где такие одаренные рукастые мастера, которые с Божьей помощью, без современной тяжелой техники возвели это чудо чудное, диво дивное.