Золото и мрамор Покровской церкви
Великолепие самого красивого в Туле Покровского храма заставляет некоторых поворчать. Типа: и зачем это все? Покрасили бы, побелили, да и ладно. Нашли время сорить деньгами…
Но, ребята, времена приходят и уходят, а храмы как стояли, так и стоят! И в древние, куда более голодные времена, для украшения дома Божьего ничего не жалелось.
Покровская церковь оформлена в соответствии с византийской христианской традицией, где каждый элемент, цвет, материал символичен.
Я начал об этом читать, и теперь для меня церковное убранство — не просто декор!
В интерьере Покровской церкви главное — золото и мрамор, в котором оно светится. Сверкают огоньки свечей и лампад, и все, куда ни взгляни, источает свет. А что есть Бог? Он и есть Свет Безмерный!
Во все времена византийские художники стремились к наибольшей насыщенности своих произведений золотом, и прежде всего, конечно, это относилось к фону, на котором был представлен святой образ или священное действо.
Кроме фона золотом нередко прорисовывали контуры фигур на иконах или фресках, складки одеяний, а иногда сеткой золотых линий покрывали сплошь все одежды.
Такая частая сеть золотых лучей называется «ассист». Чем больше золота было в иконе, тем было лучше, и совсем не только из-за ее драгоценности и богатства, но главным образом из-за глубины ее символики, так как по христианской символике золото — это Божественный свет.
Понимание золота как средоточия света было и в античности; по выражению античного поэта, золото — есть огонь, сверкающий в ночи.
В христианском искусстве золото, будучи как и в античности метафорой света, наделяется и другим, более глубоким и более священным смыслом: золото, «цвет цветов», не видимое в природе и как бы не существующее в ней, означает нерукотворный свет, который, падая на творение, преображает его и приобщает к райской гармонии.
Золото в иконах всегда является проявлением невидимого Божественного присутствия во всем мироздании и знаком связи со всем Божественным.
Мерцание золота создает впечатление бесконечной и иррациональной пространственной глубины фона, а блеск золота «ослепляет», указывая на «ужасающее» Божественное присутствие — «огонь поядающий» (я не очень понял, но написано именно так).
Золото фонов образует плотный барьер, за который невозможно проникнуть человеческому глазу; всякая сцена, изображенная на фоне золота и тем самым в него погруженная, превращается в таинство.
Наличие золота всегда придает изображению мистический смысл.
Такие архитектурные детали как колонны, капители, вставные панели, решетки, облицовка стен, полы изготавливались в византийских культовых сооружениях из разных видов мрамора.
Что мы видим и с сиянии полов нашего тульского храма.
Фрески византийской школы тоже подчеркнуто символичны. Изображения людей здесь утрачивают реалистичность.
На первый план выходит не физическая красота и привлекательность тела, а красота души. В изображении человека акцент делается на глазах как «зеркале души».
Все то, о чем мы раньше могли только читать, или видеть на экране монитора, теперь можно потрогать в Туле.
В основе проекта убранства Покровского храма — идеи протоиерея Льва Павловича Махно. Его представление о том, как должен выглядеть дом Божий.
И с этими представлениями трудно не согласиться.