На этой выставке люди настолько живые, настоящие, что так и кажется, подойдешь к полотну, и, почти как в фильме про Ивана Васильевича, услышишь: «Очень приятно, купец!». Ну как же рисовали когда-то – с полным уважением к герою портрета.

С проникновением в его внутренний мир.



Каждое работа, как открытая книга – стой и читай о человеке все-все: положение в обществе, пристрастия, раздумья о прошлом и грядущем, состояние здоровья, надежды и чаяния, что сбылось, а что еще только сбудется (ну или, может быть, нет…).

48 живописных полотен из собрания Исторического музея размещаются сейчас в его филиале в Туле, и я о-очень рекомендую новый выставочный проект не пропустить!

Главные экспонаты выставки позволяют проследить развитие купеческого портрета с конца XVIII до начала XX века. Некоторые полотна выставляются впервые. Но здесь не только картины, живописный ряд дополнят более двухсот предметных памятников музейного собрания.

На манекенах деловые костюмы купцов первой гильдии, наряды их дородных женушек, по соседству с усыпанными бриллиантами орденами расшитые речным жемчугом кокошники, атласные сумочки и веера. Когда видишь бумажник, заглаженный руками человека из прошлого и его трость с богатой серебряной всечкой, ручка отполированна до блеска, кажется, что прошлое не ушло, оно существует параллельно с днем сегодняшним.



Монеты и бумажные деньги, орденские знаки и медали, аксессуары вечерних туалетов, ювелирные украшения и бижутерия позволяют посетителям выставки представить вещный мир русского купечества.

А он не хуже прямых высказываний отражает мировоззрение и традиции, занятия и привычки сословия, определяет поведение в обществе.



Можно бесконечно рассматривать купеческие печати, векселя, долговые расписки. Но меня не меньше привлекали экспонаты-свидетельства семейств тогдашних олигархов.
Вот представители купеческого рода из старинного русского города Топорца.

Невеста в удивительном по красоте кокошнике, на котором столько шишечек, сколько супружеской паре заповедано предками родить детей. Да-а, демографический спад Топорцу явно не грозил…



Другой кокошник — подлинный торопецкий головной убор — не свадебный, но тоже праздничный, на стойке рядом. Недаром говорят, что дно чистейших русских рек когда-то было буквально устлано жемчугом.


Даже крестьянки расшивали им сарафаны. А на другом полотне муслиновый воротник так восхитительно натурален и прекрасен в этом натурализме, что диву даешься.



Со временем появлялось больше портретов купцов, придерживавшихся европейской моды, европейского образа жизни.

Второй зал выставки отведен купеческим портретам второй половины XIX – начала XX века. В это время они почти не отличаются от дворянских.

Заказчики все чаще обращаются не к безвестным мастерам, а к самым знаменитым художникам своей эпохи. В зале можно увидеть работы В. Г. Перова, В. А. Серова, К. Е. Маковского. На полотнах представлены известнейшие предприниматели и меценаты: А. И. Абрикосов, братья Бахрушины, П. М. Рябушинский и др.



Все это публика для своего времени самая продвинутая.
На выставке, однако, обозначился не только тульский самовар. Но и тульский самоварщик Баташев – во втором зале экспозиции. Тульское музейное объединение предоставило для этого зала портрет владельца нашей крупнейшей самоварной фабрики.


Образ А.С. Баташева меня потряс! Я почему-то думал всегда, что делать самовары – не самая творческая работа. Однако с портрета глядит натура именно что артистическая, страстная, даже эпатажная слегка: кудри, пламенный взгляд, ордена как на новогодней елке…

Выставка «Купеческий портрет XVIII – начала XX века из собрания Исторического музея» откроется 28 ноября 2022 года и останется в Туле до 27 марта 2023 года.