Я уже писал про один из древнейших храмов нашего региона — Кочаковский. Храм во имя Николая Чудотворца был возведен на том месте, где обрели икону святителя, стоящую на кочке.
И с тех пор церковь сию все достраивают, перестраивают, украшают, разрушают, потому опять украшают все, в ком есть такая потребность. И получилось то, что получилось.
К 21 сентября 1870 года храм имел три престола: главный во имя святителя Николая, слева во имя святого мученика Иоанна Воина и справа во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Отапливался храм двумя кирпичными печами в железных футлярах, был покрыт железной крышей, окрашенной зеленой краской медянкой; пол выстлан каменными плитками (половина из них белого цвета); при входе на паперть на двух чугунных столбах было устроено крыльцо, покрытое железом и выкрашенное медянкою.
Построили также новую каменную колокольню потому как «состоящая при означенной Николаевской церкви каменная колокольня от долговременности сделалась до того ветха, что угрожает падением…».
В 1891–1892гг. в храме вновь проводился ремонт с золочением иконостаса, очисткой и покрытием лаком икон, окраской стен клеевой краской, панелей – масляной. Работы проводил Тульский иконостасных дел мастер Михаил Вишняков. Среди многочисленных икон, находившихся в то время в храме, Николай Иванович Троицкий в «Описи имущества, принадлежавшего отдельным церквам и монастырям», выделяет икону Ахтырской Божией Матери в окладе с царским гербом, икону Архистратига Михаила в серебряном окладе 1750 г., местночтимую икону святителя Николая Чудотворца; также Евангелие напрестольное 1774 г. в окладе 1779 г., Евангелие напрестольное 1757 г., кадило серебряное в виде церкви начала XVIII в.
В годы советской власти Никольский храм постигла общая участь церквей и монастырей Святой Руси – он был закрыт. В храме устроили колесную мастерскую, сорвали кресты; в алтаре престола в честь святителя Николая установили горн, для постройки которого употребили плиты с пола и ступеней алтаря.
Сломали иконостас, беспорядочно в кучу сложили иконы. Сломали склеп благотворителей храма Хомяковых, их могилы засыпали битым кирпичом. Долгих одиннадцать лет не совершались Богослужения. В 1988 году при настоятеле отце Сергии Зуеве (1988–1993 гг.) московский иконописец Александр Чашкин совместно с Владимиром Литвиновым, Юрием Черкасовым и Михаилом Типяковым, сохранив отдельные фрагменты старинной росписи, выполнили роспись храма в стиле старой церковной живописи. Вроде не так уж и давно это было, а многие фрески осыпались и сегодня производят удручающее впечатление.
Кочаковская церковь поражает своей миниатюрностью, площадь ее основного высокого объема составляет всего 46 кв.метров. Чтобы увеличить вместимость церкви, она соединена с так называемой трапезной. Последняя вдвое шире церкви и более чем в три раза превосходит ее по площади. И все вместе сразу же выдает отсутствие единого первоначального архитектурного замысла.
Не вызывает сомнений, что площадь оконных проемов была значительно увеличена, что вчленение полукруглой части окон в композицию наличника подверглось искажению.
Над главным объемом церкви был возведен несуразный, какой-то пузыреобразный граненый купол, крытый оцинкованным железом.
И тем не менее тут так много исторического, аутентичного, что хочется всматриваться с почтением.