Раньше Кондуки были диким местом. Никто не знал, какая тут красота, никто сюда не ездил. И редким туристам удавалось побыть один на один с этими марсианскими пейзажами. Но сейчас Кондуки замусорены, из-за каждого куста малый бизнес выглядывает в виде мангала и проката лодок. И стал этот дикий, невероятный край для созерцателей неинтересен. Только для тех, кто нажраться приезжает.
Но у меня есть утешение! В Суворовском районе имеется карьер БАМ – его так называют из-за схожести местной природы с сибирскими, северными краями.
И БАМ этот на машине не достижим! Только пешочком, крайний случай – на велосипеде.
Москвичи такого не любят, а ведь это они являются оккупантами некогда прекрасных Кондуков. И у меня есть почти уверенность, что в ближайшее десятилетие на БАМЕ будет чисто, нетронуто.
Единственная опасность внедорожники-джипы. Но их пока там не наблюдается.
Во времена СССР на суворовском БАМе добывали глину. Когда разработка закончилась, местность начали рекультивировать, но потом почему-то забросили. Грунт здесь необычный – чёрный с красными вкраплениями.
А по берегам растут низкорослые берёзки и ёлочки. Осенью они вспыхивают жёлтым и оранжевым на пару недель.
Мне всегда было интересно, почему здесь такое яркое и контрастное сочетание цветов? В других местах такого сильного контраста нет, во всяком случае, он в глаза не бросается. А на карьерах все как-то слишком: слишком синяя вода, земля слишком черная, березки ядовито-желтые.
Потом я вспомнил, что есть в природе такое явление «апосематизм», или предостерегающая окраска. Считается, что такой окраской животные сигнализируют хищникам о своей ядовитости.
Я думаю, здесь, на тульском БАМЕ, природа тоже предупреждает, что земля отравлена человеком. Верней – изувечена. Сочетание чёрного с жёлтым, как окраска ядовитой змеи, забыл какой.
Есть выражение: природа шепчет. Оно означает – природа зовет, соблазняет. А на этих убитых человеком территориях она шепчет другое: «Не делай так больше! Убери за собой, залечи, загладь. Тогда придешь еще раз, и я вновь подарю тебе радость.