«Красота-то какая… Лепота.» — велеречиво сказал царь Иван Васильевич, оглядывая панораму современной Москвы. А у меня эта киношная фраза вертится на языке всякий раз, когда я оказываюсь в селе Доброе – в Спасо-Покровском мужском монастыре.
Живописные окские дали, в которые органично вписаны белый, устремленный ввысь храм Покрова Божьей матери и приземистый, темного дерева, храм преподобного Алексия, человека Божьего, смотрятся раскрытой жемчужницей, не потревоженной временем.
А ведь это не так! И я лично помню лихие 90-е, когда Добрая обитель лежала в руинах…
Классе в седьмом, кажется, я был в этих местах в пионерском лагере. И, естественно, нас, как магнит, тянули соседние монастырские развалины.
При том начальник лагеря обещал, что у каждого, кто будет замечен на территории обители, отберут штаны. Как минимум на сутки. У кого-то даже отобрали.
От храма, который сегодня предстает во всем блеске осталась пара стен, готовых вот-вот рухнуть – чего, собственно, и боялись строгие взрослые. Вокруг валялись куски упавшей кирпичной кладки, да росли репейники в человеческий рост. Лазать было очень завлекательно…
Спустя много лет, я приехал в село Доброе снимать монастырь для календаря. И глазам своим не поверил.
Об истории обители читайте в моем посте Добрый такой монастырь.
Сейчас же хочу сказать, что на Покровский храм нападали не одни завоеватели и атеисты.
Каменный соборный храм был построен в 1667 году. 5 апреля 1813 г. ураганный ветер повредил угловые главки пятиглавой соборной церкви. Но, наверное, не только. Во всяком случае, с тех пор началось ее неустанное разрушение.
В итоге Покровская соборная церковь в 1896 г. была опечатана из-за ветхости и неустойчивого положения стен. При осмотре архитектором было выявлено, что из-за порыва железной связи в средней каменной стене вдоль всей стены и алтаря образовалась трещина. В северной стене произошло отклонение стены, старинный деревянный иконостас пришел в ветхость, грозя ежеминутно обрушиться.
Но конечно, главная беда пришла в период советской власти, обитель была разрушена и разграблена, в каком состоянии она оказалась в 90-е годы, см. выше.
Восстановление началось 5 мая 2015 года, когда Священный Синод принял решение об открытии Свято-Покровскиого Доброго монастыря и назначении настоятелем игумена Антипы (Тхоржевского).
Сегодня здесь красота-лепота, большое подсобное хозяйство, сытенькие котики. Монахи с фотографами общаться не расположены, сниматься не хотят. Но коты, видимо, не такие верующие, так в объектив и лезут.
Травы после месяца невыносимого пекла золотые, медные – как оклады на иконах. Загляденье просто.