Виртуальный тур
Наконец-то я закончил работу над виртуальным туром, который снимал в Карелии. Наспех делать не хотелось, тем более что Успенская церковь в деревне Кондопога меня по-настоящему потрясла.
Притяжение деревянных храмов русского Севера преодолеть невозможно. Дерево – самый комфортный для глаза материал, уютный, домашний. В такой церкви кажется, что Бог умалился до размеров молящегося, чтобы тому было не одиноко, не страшно, а — спокойно. Но вместе с тем даже последняя разрушающаяся часовня в карельском лесу своими пропорциями подчеркивает стремление вверх, в небо, в ней спаяны и человечность и величие .
Высокий выразительный объем церкви зрительно организует огромное окружающее пространство, придает человеческое непреклонному северному ландшафту. Эта устремленная ввысь доминанта — главный аккорд в торжественной симфонии суровой северной земли. Если бы не она, трудно было бы себе даже представить, что посреди многочисленных островов и заливов Онего может прятаться хрупкое людское жилье….
Я не мог оторваться от этого зрелища целых три дня. Я ходил к церкви как на работу, чтобы сделать снимок, который передаст одновременно ее простоту и величие. И всякий раз заставал церковь новой, другой.
Игра света, отражений в воде, мокрых или высохших валунов, темных туч и белых барашковых облачков – у этого пейзажа был бесконечный ряд выразительных средств.
В этом было столько жизни, что церковь на полном серьезе воспринималась живым существом — птицей, вытянувшей шею в ожидании взлета.
У церкви мы встретили смотрителя, это его стул стоит у кромки воды. Смотритель не только рассказал нам о церкви, но и разрешил заглянуть в каждый уголок внутри.
Интерьер церкви очень самобытен. В нём перекликаются православные и языческие мотивы. Нельзя не поразиться сходству столбов, поддерживающих балки потолка в трапезной, с человеческими фигурами.
Крупные, перетянутые в трех местах резными жгутами балки будто славянские кариатиды, напряглись под тяжестью потолка. Как пояснил смотритель, изображение женщины-богини с поднятыми вверх руками часто встречалось на раскопах древних поселений северян-язычников; такой мотив до сих пор присутствует в вышивках народных мастериц из деревень Онеги. Удивительные столбы задают тон всему интерьеру трапезной.
Помещение самой церкви производит иное впечатление.Нарядный, даже — вычурный пятиярусный иконостас и расписной потолок погружают зрителя в барокко, господствовавшее в городах России XVIII века. Черты этого стиля чувствуются в колоннах и карнизах, вьющихся виноградных лозах.
«Небо» состоит из центрального круга и шестнадцати треугольных икон с изображениями Христа в окружении ангелов.
Сделать панораму интерьеров было сложно: краски бликуют, приходилось применять всякие хитрости. К тому же старый пол ходит под ногами, сбивая расположение камеры. Но все-таки все получилось.
Когда я только начал кидать в интернет карельские снимки, мне позвонили из местного краеведческого музея с просьбой разместить их на своих ресурсах. Теперь именно мои фотографии используются там в качестве визитных карточек.
Посмотрите снимки и виртуальный тур. А еще лучше – по весне поезжайте на Север, вы убедитесь, что нет ничего чище и прекраснее этого озерного края.