И почему это повод немного обрадоваться.
У фотографов встречаются такие ситуации, когда обводя скучающим взглядом случайные торговые ряды, например сувенирные, вдруг обнаруживается до боли знакомое изображение, да и не одно. С одной стороны, приятно, наверное быть востребованным, ведь если ваши фото помещают на магнитах и календарях, значит вы — неплохой фотограф. Но с другой стороны возникает вопрос: почему отличный фотограф – это вы, а деньги на ваших фото зарабатывает кто-то другой?
На самом деле, использование чужих фотографий, тем более в коммерческих целях – это грубое нарушение прав автора. И если такое нарушение состоялось, и ваши фотографии кто-то использовал без вашего согласия – то этот кто-то должен вам денег!
Авторские права удобно разделить на два вида – имущественные (а правильно будет говорить исключительные) и личные неимущественные. К исключительным, в том числе относятся: право на изготовление экземпляров (здесь и далее будем говорить о фотографиях, но все эти нормы распространяются также и на другие объекты авторских прав), право на переработку фотографии (внесение изменений, дополнение какими-то элементами, обработка, короче говоря банальный photoshop – это уже переработка), право на продажу экземпляров и т.п. Например, изготовление и продажа магнитика с одной вашей фотографией – это сразу же нарушение прав на переработку, права на изготовление экземпляров и права на продажу экземпляров. Исключительные права отличаются тем, что их можно продавать (передавать полностью или частично другим лицам).
Есть еще и личные неимущественные права на произведение, например, право авторства (право считаться автором произведения), право на имя (право на то, чтобы фотография была подписана), право на внесение изменений (никто не в праве вносить какие-либо изменения и дополнения в фотографию без вашего согласия) и т.п. Их отчуждать нельзя, то есть даже если вы продали фотографию кому-то, без вашего согласия никто не вправе внести изменения в фотографию, или продавать экземпляры фотографии (в том числе на сувенирах) не указывая вашего авторства.
Однако, если нарушение неимущественных прав грозит нарушителю лишь взысканием морального вреда, то нарушение исключительных прав карается более серьезно. Согласно ст. 1301 ГК РФ, тот, чьи исключительные права нарушены вправе вместо компенсации ущерба, требовать у нарушителя в том числе: компенсации в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, либо в размере двойной стоимости каждого произведенного экземпляра. Обращаю внимание, что компенсация выплачивается за каждый случай нарушения! То есть, даже если кто-то продал один магнитик с вашей фотографией, этот продавец должен вам уже минимум – 10 000 рублей, а может быть и значительно больше.
Часто продавцы-нарушители, да и сами авторы находятся в плену у заблуждений, о том, кто и в каком объеме должен нести ответственность за продажу контрафакта.
Заблуждение 1: Все фотографии взяты из открытых источников, автор сам выложил их у себя в «открытом доступе», а следовательно, сам разрешил таким образом бесконтрольно использовать свою фотографию.
Это, конечно же, полная ерунда. Никакого «открытого доступа» просто не существует. Если автор выложил фотографию на каком-то ресурсе, это просто значит, что он пожелал опубликовать свое фото, а не подарить неопределенному кругу лиц. Единственное законное основание для использования чужой фотографии – это лицензионный договор. Ну или по крайней мере прямое и ясно полученное разрешение от автора ее использовать. Все остальное – нарушение исключительных прав.
Заблуждение 2: Мне поставил эту продукцию кто-то другой, и именно к нему вы должны предъявлять претензии. А я тут вообще ни при чем, не я произвел, не мне и отвечать!
Это неверно! Действительно, производитель контрафакта несет ответственность за нарушение права на воспроизведение фотографии. Но продавец же ее продает, следовательно, он тоже несет ответственность за распространение контрафактной продукции. Тем более, такое распространение осуществляется с целью получить прибыль. Более того, если контрафактный магнитик перепродавали, например, 3 или 4 раза, то есть поставили сначала одному, потом другому, и так до розничного распространителя, то каждый из цепочки поставщиков в равной мере является нарушителем. Конечно, другой вопрос, что каждый из невольных нарушителей может взыскать регрессом деньги со своего поставщика. Но это уже потом. А сначала, будь добр, заплати компенсацию автору!
Заблуждение 3: Хорошо, я готов заплатить, но только столько, сколько стоит такая фотография на «стоке», ну то есть 1000 – 2000 рублей. И после того, как заплачу, я ее буду продолжать использовать.
Этот подход не только ошибочен, но еще и достаточно некрасив. Компенсация – это не покупка прав на фотографию. Никто не мешал нарушителю купить права на фотографию сразу, для этого в современном мире есть масса возможностей. Но теперь нарушение уже совершено, нарушитель по сути украл произведение, да еще вероятно и заработал на нем. Может быть автор вообще не хотел продавать эту фотографию, или не желал, чтобы ее использовали таким образом. Так что, сумма компенсации устанавливается не на основании рыночной стоимости конкретной фотографии, а на основании статьи 1301 ГК РФ. Ну и конечно, выплата компенсации – это не покупка исключительных прав пост-фактум. Если после оплаты компенсации нарушитель хочет продолжать пользоваться фотографией – то он должен отдельно купить на нее права. А автор вправе их продать, или не продавать.
Итак, что делать, если Вы обнаружили свою фотографию на прилавке, например, на каком-нибудь сувенире?
1. Точно убедитесь, что использована именно ваша фотография.
2. Придите в магазин с видеокамерой и запечатлите на видео контрафактное изделие на прилавке. Стоит снимать кино так, чтобы потом на видео было понятно, куда вы пришли, где находится магазин, что это за магазин и т.п.
3. Купите контрафактное изделие, при этом обязательно заснимите на видео, как вы приобретаете экземпляр. Надо заснять так, чтобы на кадре было видно, что именно вы покупаете.
4. Попросите у продавца товарный чек, в чеке попросите написать название продукции так, чтобы было понятно, о чем идет речь. То есть, не просто «Магнит», а например: «Магнит Тула, ротонда». Товарный чек тоже должен попасть в кадр.
5. Постарайтесь найти повод попросить продавца показать другие экземпляры этого же товара. Наша задача заставить продавца продемонстрировать, что у них в магазине это не единственный экземпляр данной продукции. Покупать при этом сто экземпляров не нужно, но под любым предлогом попросите продемонстрировать эти сто штук.
6. В общем-то все. После сбора доказательств смело пишите претензию продавцу, требуйте прекратить нарушение и выплатить компенсацию.
А лучше обращайтесь к профессиональному юристу. Продавцы часто тоже не лыком шиты, и способны защищать свои интересы. Так что юридическая поддержка здесь не помешает.
Автор текста Евгений Черников. Это тот человек, который на текущий момент, успешно ведёт мои, и не только мои дела, связанные с воровством фотографий. Связаться с ним можно через ВК, по телефону +7 953 182 87 21 или почте chee-1988@yandex.ru. Крайне рекомендую коллегам обращаться к профессионалу, не спускать дело на тормозах, и не подаваться уговорам в духе «мы щас заплатим Вам 1500 рублей и это очень выгодное предложение.» Защищать свои права – дело благородное и важное, а при успешно проведенном процессе, это еще может стать весьма и весьма выгодно!